Спасо-Преображенский Соликамско-Пыскорский мужской монастырь, 1775 – 1794 гг.

В десяти верстах ниже Соликамска по течению Камы, в устье речки Лысвы располагался в то время ставропигиальный 2-го класса Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь – одна из древнейших обителей Прикамья. В данной работе мы не будем рассматривать подробно историю Пыскорского Преображенского монастыря до того времени, как их насельников перевели в стены Соликамской обители. Приведем лишь краткую историческую справку, дающую представление об этой обители.

Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан Иоанникием Феодоровичем Строгановым около 1560 года в устье речки Пыскорки, впадающей в Каму. По одной из версий, в созданной им обители Иоанникий принял постриг с именем Иоасаф. Первоначальные строения монастыря были деревянными. Через 10 лет дети Иоанникия – Иаков, Григорий и Симеон — переносят монастырь к устью р. Камгорки, отписав ему городок Камкар (Пыскор) со всеми строениями, со многими землями и крестьянами. Благочестивые жертвователи устроили здесь новую деревянную церковь и службы. Первая каменная церковь была заложена около 1675 г. В 1695 г. в монастыре было уже две каменные церкви: одна во имя евангелиста Иоанна Богослова, другая – Никольская.

Архимандрит Иуст (Колотский), возглавивший монастырь в 1753 году, застал здесь уже 4 каменные церкви: Преображенскую – пятиглавую, Благовещенскую, Никольскую и Предтеченскую. При архимандрите Иусте монастырь был перенесен на новое место – на речку Лысву, выше по течению Камы — прежнее, подмываемое водами Камы, казалось настоятелю ненадежным. Монастырь располагал значительными средствами, позволявшими осуществить намерение архимандрита Иуста. Не дожидаясь разрешения Св. Синода на перенесение монастыря на новое место, архимандрит Иуст начал работы по сооружению построек на новом месте: заложил 4 церкви вместо одной, на построение которой было дано разрешение, и два корпуса – трехэтажный для братии и пятиэтажный – для настоятеля. Разобрав прежние постройки монастыря почти до основания, архимандрит Иуст оставил в Пыскоре одну церковь – Никольскую — для поминовения усопшей братии.

К октябрю 1756 г. на р. Лысве было построено уже несколько келлий, в апреле 1757 г. освящена больничная Предтеченская церковь, а постройка остальных зданий была близка к окончанию. Но, по неизвестным причинам, в новопостроенной Преображенской церкви обрушился свод, задавив 70 человек. За допущенные нарушения архимандрит Иуст был судим, но оправдан, и переведен в Вятку. Памятником его настоятельству остались четыре церкви, соборная колокольня высотой чуть не с Ивана Великого, настоятельский корпус в пять этажей и несколько трехэтажных корпусов для братских келий и монастырских служб; весь комплекс строений монастыря был обнесен стеной в 5 саженей вышиной. Монастырь имел богатейшую ризницу, на колокольне – шесть больших и 18 малых колоколов. Такое наследство получил сменивший архимандрита Иуста архимандрит Никифор.

После введения в 1764 г. монастырских штатов обитель лишилась источника своих огромных доходов – крестьян, земель, рыбных ловель, соляных варниц, и не могла закончить начатых архимандритом Иустом построек. Оставаясь в неустройстве и почти без призора более 15 лет, монастырь ветшал и разрушался; в августе 1775 г. по Указу Св. Синода архимандрита Симона с братией перевели в стены заштатного Соликамского монастыря с переименованием его в Соликамско-Пыскорско-Преображенский [37]. — Впоследствии это название трансформировалось в Соликамско-Пыскорско-Пермский.

Переселение происходило торжественным образом. «Православные христиане, благоговейно чтущие в Соликамском крае и в нынешнее время церковные торжественно-величественные церемонии, быв заблаговременно, 28 июля, извещены о перенесении архимандритом Симоном, стеклись в Лысву к 2 августа в бесчисленном множестве. Здесь еще с вечера в разрушающемся монастыре отправлены были молебен с водоосвящением и всенощное бдение. На другой день соборне совершена была ранняя и, быть может, последняя литургия на Лысве. Тотчас после Божественной Литургии двинулся, несомый монашествующими, образ Преображения Господня на третье место своего пребывания. Крестный ход, стройное пение монастырских певчих, звон множества массивных колоколов, толпы богомольцев, пальба из пушек со стен монастырских, все это вместе, при благоприятной летней погоде, являло истинно величественную картину. Слезы и рыдания монашествующих, навеки оставлявших Пыскорский край, а с ним вместе утрачивавших бытие знаменитого монастыря, еще больше возвышало картину и придавало ей тон, затрагивающий сердце. Но вот эта священная процессия достигла уже половины своего пути – от Лысвы до Соликамска – и к ней навстречу движется такая же процессия с хоругвями, святыми иконами, сопровождаемая градским духовенством. Оглашаемая пением, масса народа следует за этой, как за той. Несколько минут, и обе эти процессии соединились, перемешались, разместились, и все смолкло: ни пения, ни говору… Возглас архимандрита: «Благословен Бог наш!», — нарушил торжественную тишину. Запев молебен, с умиленным каноном Богородице: «Многими содержим напастьми», все духовенство, и монастырское, и градское, двинулось к Соликамску, с ними и весь народ. В монастыре Соликамском, по прибытии Пыскорской братии с иконами, совершена была Божественная Литургия, потом отправлен молебен благодарный со звоном и пушечной пальбой» [38. С. 619].

Архимандрита Симона на настоятельском месте сменил архимандрит Иакинф, и братия начала обустраиваться в новых стенах. Архимандрит Иакинф, управлявший Соликамско-Пыскорско-Пермским монастырем, по словам летописца, «украсил Вознесенский монастырь» [38. С. 620]. Действительно, настоятели Симон и Иакинф старались придать Соликамскому монастырю тот же благолепный вид, каким была славна обитель в былое время в Пыскоре и на Лысве. К сожалению, это неожиданное для Соликамского монастыря процветание продолжалось недолго — только 18 лет, до 1794 года.

Пока Пыскорский монастырь начинал обживаться на новом месте, во вновь открытом губернском городе Перми учредили Архиерейский дом, необходимый при кафедре будущего архипастыря. Правительство распорядилось из старых, разрушившихся стен Пыскорского монастыря построить новые здания для Пермского Архиерейского дома, а из братию обители, проживающую в Соликамске, перевести в Пермь, учредив Пермский Пыскорский ставропигиальный 2 класса монастырь – в Архиерейском доме [39. С. 8]. Дело это было поручено с одной стороны наместнику генерал-поручику Евгению Петровичу Кашкину, потом генерал-поручику Волкову, с другой – архимандриту Иакинфу, который хотел переехать в Пермь к Пасхе 1793 года. Несмотря на то, что монастырь в Перми к 1793 г. был приведен в такое состояние, что в нем, во флигелях, монашествующие могли помещаться без особенного стеснения, желание архимандрита Иакинфа не осуществилось, переведение монастыря из Соликамска в Пермь произошло уже в 1794 г. После этого Соликамский Вознесенский монастырь снова остался в том же жалком положении, что и в 1764 г. Пыскорский монастырь, переселяясь из гостеприимных стен Соликамского, не только вывел из него в июле месяце 1794 г. всю свою братию, но перенес с собой в Пермь и все имущество, оставив, таким образом, вторично его впусте «впредь до рассмотрения».

Пребывание Преображенской братии памятно Соликамску трагическим событием: в стенах монастыря пыскорскими разбойниками при попустительстве братии был убит настоятель обители – престарелый архимандрит Иакинф. Долгожданный переезд в Пермь, на подготовку к которому он положил столько сил, пришелся уже на время управления монастырем архимандрита Ювеналия.

За время пребывания пыскорцев в Соликамске сделано было немало. Прежде всего, в Благовещенском приделе был устроен новый иконостас, вместо попорченного страшным пожаром 23 июля 1743 г. Этот храм был освящен архимандритом Иакинфом в 1788 году. Главный холодный храм Вознесения Господня также отремонтировали и украсили. В храме этом, мало освещенном, пробиты были дополнительные окна наверху; к Благовещенской церкви устроена паперть «по новому манеру, также и крыльцо у холодной церкви к северу манерное же» [38. С. 617], говорит летописец под 1788 г.

При переезде Пыскорского монастыря в Соликамск был составлен «Реестр Соликамского Пыскорского Преображенского монастыря церковным вещам» [См. Приложение 10] – великолепное свидетельство былого величия ставропигиальной обители.

Некоторые предметы из богатейшей ризницы Пыскорского монастыря сохранились до нашего времени, например, находящийся в коллекции серебра Пермской Государственной художественной галереи крест убитого в Соликамске Пыскорского архимандрита Иакинфа [См. Приложение 19], по оценкам искусствоведов – прекрасное произведение искусства [36].

Архимандрит Иакинф, сравнивая Пыскорский и Соликамский монастыри, называл последний «беднейшей пустынькой», в которой иконостас главного пыскорского храма не то что поставить – положить негде (о великолепии этого сооружения можем судить и мы сами – он установлен в Пермском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, ныне занятом Пермской государственной художественной галереей).

Когда новые насельники монастыря подняли на колокольню храма Михаила Малеина привезенные с собой колокола и зазвонили, стены ее треснули. Колокольня не была рассчитана на такой звон, и ее пришлось впоследствии ремонтировать.

Нужно отметить, что сенокосные угодья, которые были выделены Преображенскому монастырю во время его пребывания в Соликамске, а частью – доставшиеся ему от заштатной Соликамской Вознесенской обители, остались во владении пыскорцев и после их переведения в Пермь, и после закрытия Пермско-Пыскорского монастыря были унаследованы Пермским Архиерейским Домом. Усть-Боровские покосы упоминаются в переписке Соликамского Свято-Троицкого монастыря с Пермской Духовной Консисторией в предреволюционные годы [19. Л. 282].

В статье использованы оцифрованные старинные тексты с сайта zz-project.ru

ПРОСМОТРЫ (133)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *