Свято-Троицкий Соликамско-Истобенский мужской монастырь (1795 – 1918 гг.)

Полтора года стоял «впусте» Соликамский, снова Вознесенский, но уже без братии, монастырь – пустые стены, храмы и кельи. В ноябре 1795 года последовало распоряжение Священного Синода о перемещении в Соликамск из Вятской губернии братии Свято-Троицкого Истобенского монастыря. Ниже приводим краткую историю этой обители до переведения ее в Соликамск.

Свято-Троицкий монастырь был основан в селе Истобенском (ныне Оричевский район Вятской области) в первой половине XVII века. По переписи 1629 г. значится, что монастырь «стал вново» [33. С. 79]. В 1662 году в монастырском владении было 30 дворов, в 1722 – 143 двора с 1176 душами. В 1764 г. – при введении монастырских штатов – во владении монастыря был 1121 человек. Был свой скот, свои покосы, мельницы, рыбные ловли.

В 1725 году Истобенский монастырь был упразднен, иноки переведены в Спасскую обитель города Орлова. Но уже через два года Троицкий монастырь возобновляется. При реформе 1764 г. обитель была причислена к третьему классу.

Частые пожары наносили большой ущерб деревянным строениям монастыря. Во время пожара 1738 года вместе с монастырским имуществом сгорели и документы.

К концу XVIII века обитель располагалась на территории длиной 51 сажень (около 109 метров) и шириной 31 сажень (около 66 метров). Над святыми вратами возвышалась Иоанна-Богословская церковь. Главный храм – во имя Пресвятой Троицы – имел с севера теплый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кроме храмов в монастыре была отдельно стоящая колокольня, настоятельские и братские кельи, хозяйственные постройки: хлебня, погреба, баня.

Через село Истобенское, стоящее на берегу Вятки, проходил знаменитый крестный ход с образом святителя Николая Чудотворца, явленным на реке Великой, и братия обители служила перед ним молебны.

После 1764 г., с введением монастырских штатов, хозяйственные корни обители были подорваны. В своих ходатайствах перед Св. Синодом и Вятским архиереем игумен Иероним пишет, что почти все из братии «престарелые и дряхлые» [33. С. 80], некого даже в казначеи поставить. Кроме того, в монастыре «все церковные и другие здания совсем обветшали и к починке неспособны, да и положение сего монастыря крайне невыгодное и стеснено обывательскими строениями, от которых неоднократно был подвержен пожарам» [Там же]. Вятский Преосвященный считал, что истобян нужно перевести в заштатный Соликамский монастырь. Св. Синод нашел это мнение убедительным [Там же], и иноков в 1795 г. перевели в Соликамский Вознесенский монастырь, который в то время находился в пределах Вятской и Великопермской епархии. Соликамская обитель, благодаря такому переводу, получила третий класс, который имел Истобенский монастырь. Чтобы наименование «Истобенский» сохранилось, обитель в Соликамске было повелено именовать «Соликамским Истобенским» монастырем. Так он и назывался до закрытия в 1918 году.

14 декабря 1795 г. новая Свято-Троицкая братия прибыла в Соликамск «со всем имуществом», принадлежащим монастырю Истобенскому. Через шесть дней после приезда монашествующих «настоятель игумен Иероним прибыл в г. Соликамск в сказанный монастырь сего же декабря 20 числа ночи в 11 часов» [39. С. 11]. В архиве Соликамского Свято-Троицкого монастыря, находящегося ныне в фондах Соликамского краеведческого музея (СКМ Ф. 17), хранится Указ епископа Вятского и Великопермского Лаврентия от 12 октября 1795 года № 2262 о перемещении Истобенского Свято-Троицкого монастыря игумена Иеронима с братией «за ветхостию онаго монастыря и за другими обстоятельствами» в заштатный Соликамский Вознесенский монастырь, «с перенесением на него и штатнаго по третьему классу положения, именуя его Соликамским Истобенским монастырем» [3. Л. 53 — 57] с подробным описанием процедуры переезда и перечнем имущества, которое братии дозволяется взять с собой, и «пашепорт» на проезд настоятелю Истобенского Свято-Троицкого монастыря игумену Иерониму с братией до уездного города Соликамска [Приложение 20]. С этим документом, выданным Вятской Духовной Консисторией 17 ноября 1795 г., братия Истобенского монастыря в конце декабря 1795 г. прибыла на новое место жительства.

Таким образом, Соликамский монастырь был вторично восстановлен, утратив при этом только первоначальное свое двухвековое название Вознесенского: с переведением в Соликамск Истобенского монастыря Соликамский начал именоваться Соликамско-Истобенским Троицким – по главному храму, бывшему в Истобенском монастыре, в честь Святой Троицы, и храм Вознесенский – главный в монастыре Соликамском, переименовался также в Троицкий.

В книгах священника Иакова Шестакова «Описание монастырей Пермской епархии» [46] и «Древние монастыри Прикамского края» [44] дана неверная дата переведения в Соликамск Истобенского монастыря – 1771 год, ранее переведения в Соликамск Пыскорской обители. Именно из этих изданий она пошла кочевать по краеведческой литературе.

Под управлением игумена Иеронима в монастыре продолжались ремонтные работы, которые не успела окончить пыскорская братия – на жилых корпусах и хозяйственных постройках. 18 апреля 1806 года монастырь пострадал от пожара, последствия которого устранял уже новый настоятель – игумен Никандр. До середины XIX века жизнь в монастыре протекала размеренно и без особых происшествий. Настоятели, занятые по службе в Перми – в Духовной Консистории и Пермской Духовной семинарии – появлялись в обители редко, и делами на местах управляли иеромонахи-казначеи.
В 1848 году настоятелем Соликамско-Истобенского монастыря был назначен игумен, впоследствии архимандрит, Алексий. За 14 лет своего настоятельства архимандрит Алексий, несмотря на пребывание в Перми, откуда он, как первоприсутствующий член консистории мог отлучаться в монастырь только на короткие сроки, успел, при посредстве казначея иеромонаха Николая, привести монастырь в состояние, которое нисколько не уступало другим монастырям Пермской епархии, гораздо более богатым, чем Соликамский. Но главным делом архимандрита Алексия для Соликамского монастыря являлось учреждение в этом монастыре архимандрии. По его инициативе почетные жители Соликамска в 1856 г. начали ходатайствовать перед Преосвященным Неофитом о введении в Соликамском монастыре архимандрии особенным прошением от лица граждан. Владыка, всегда осторожный во всех делах, а особенно в подобных, не направил сразу прошение в Св. Синод, а поручил сначала протоиерею Усольского собора Никифору Гилярову и священнику Дедюхинского собора Ипполиту Словцову проверить прошение жителей Соликамска по документам, имевшимся в монастыре, и представить ему результаты вместе с прошением. В прошении, при сопоставлении с документами, действительно оказалось много исторических неточностей и ошибок. Поэтому резолюция последовала неблагоприятная: просителям отказать.

Но о. архимандрит по сделанным замечаниям исправил прошение и снова представил его Преосвященному. Владыка направил его в Св. Синод, и 20 августа 1858 г. за № 8461 последовал указ, в котором написано: «По указу Его Императорского Величества Св. Правительствующий Синод слушали представление Его Преосвященства от 13 мая за № 135, о возведении Соликамского Свято-Троицкого монастыря на степень архимандрии. И по справке приказали: усматривая из донесения Его Преосвященства, что Соликамский Свято-Троицкий третьеклассный монастырь, усердием Соликамских граждан и попечением нынешнего настоятеля его приведен ныне в полное благоустроенное состояние, и принимая во внимание с одной стороны значительную древность сей обители, а с другой общее благочестивое желание упомянутых граждан иметь в оной настоятелей в сане архимандрита, Св. Синод определяет: Соликамский Свято-Троицкий третье-классный монастырь, на основании именного Высочайшего Указа Синоду от 12 декабря 1797 г. возвесть на степень архимандрии с тем, чтобы монастырь сей оставался в том же третьем классе, в каком ныне состоит по штатам. О чем и послать Его Преосвященству указ» [39. С. 28]. Так старанием архимандрита Алексия в Соликамском монастыре была учреждена архимандрия. Отец Алексий после продолжительной болезни скончался 8 июля 1863 г. и был погребен у крыльца, ведущего в главный холодный Свято-Троицкий храм. Скромный памятник без надписи стоял на его могиле.

Преемники архимандрита Алексия большое внимание уделяли не только благоукрашению монастыря, но и духовному росту братии. Монастырь стал пользоваться в епархии заслуженным духовным авторитетом, а его настоятели были благочинными епархиальных монастырей.

Монастырь вносил свой вклад в народное образование. Так, 13 октября 1897 г. в доме Соликамского монастыря при мельнице в д. Бакалдихе Городищенской волости Соликамского уезда в память 500-летия кончины святителя Стефана для местных детей была открыта школа грамотности. В 1902 г. в ней училось 6 мальчиков, а преподавал диаконский сын Николай Швецов, окончивший Соликамское духовное училище [15, Л. 182].

В 1903 г. Соликамско-Истобенский монастырь впервые получил настоятеля в архиерейском сане – им стал епископ Кунгурский Павел, назначенный Священным Синодом в помощь Пермскому Владыке Иоанну. Архимандрит Тихон становится наместником монастыря. Епископ Павел был настоятелем до января 1905 г.

По Указу Св. Синода за № 240 от 12.01.1907 Соликамский монастырь был возведен в степень второклассного с обращением его из штатного в общежительный с сохранением жалования от казны в сумме 754 руб. 26 коп. в год.

В 1907 г. на запрос Соликамского монастыря в Духовную Консисторию по поводу избрания настоятеля на протокольное постановление Консистории последовала резолюция правящего архиерея: «Поручается игуменам Варлааму и Хрисанфу и иеромонаху Иерониму принять меры к сформированию сначала полного братства (в содружестве с белогорской обителью), а потом уже избирать настоятеля, опять же в присутствии о. Варлаама» [18. Л. 41], а по сформировании братии акт избрания настоятеля представить Владыке. – Так по Указу Св. Синода от 8.06.1907 за № 8640 по избрании братией утвердили настоятелем архимандрита Тихона. В августе 1909 г. ушедшего на покой отца Тихона сменил эконом Пермского Архиерейского Дома, благочинный мужских монастырей Пермской епархии архимандрит Хрисанф.

Весной 1916 г. епископ Андроник ходатайствовал перед Св. Синодом об учреждении в Пермской епархии кафедры викарного епископа с наименованием его «Соликамским» и с пребыванием его в Соликамском мужском общежительном монастыре. Первым викарием стал епископ Сергий (Лавров) [Приложение 13]. 1 июля 1916 года Св. Синодом он был также назначен настоятелем Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря. Архимандрит Хрисанф с этого времени в послужных списках братии фигурирует как «заведывающий монастырем» [19. Л. 282]. Владыку Сергия в феврале 1917 года епископ Соликамский Феофан (Ильменский).

Февральский переворот 1917 года, как и для всех монастырей страны, стал началом заката для Соликамской обители.

3 мая 1918 г. монастырь получает запрос земельного отдела Соликамского городского совета рабочих и крестьянских депутатов – новые власти требуют «не позднее 7.05.1918 представить список всех монашествующих с указанием годов, деревни, волости, уезда, на предмет наделения пахотной и сенокосной землей на коммунистических началах» [2. Л. 1].

Чтобы сохранить обитель в новых условиях, монастырские власти подают в Соликамский городской совет рабочих и крестьянских депутатов прошение «о признании монастыря трудовой артелью и наделении ее землей» [24. Л. 1]. Земельный отдел совета 19.07.1918 просит «поспешить представить в земельный отдел совета Устав артели, утвержденный Уездным Совдепом» [26. Л. 1] – на этом письме карандашная пометка: «Устав послан на утверждение 29/2 июня». 1 августа власти просят сообщить число членов артели [21. Л. 3].

Братия приспосабливалась к выживанию в новых условиях. В архиве обители сохранился интересный документ о выделении монастырю земельного участка, примыкающего к монастырскому огороду [Приложение 26].

Летом 1918 г. новая власть начала активно вмешиваться в жизнь Соликамского монастыря. 30 августа был составлен протокол о нарушении наместником монастыря советского законодательства – в монастыре без разрешения властей отпели умершего. «Постановили: архимандрита Хрисанфа Клеменьева арестовать и передать в распоряжение Усольского Уездного Исполнительного Комитета для предания Уездному Рев. Трибуналу, что и исполнить немедленно» [5. Л. 1]. Нужно отметить, что решение это принял единолично председатель подотдела Соликамского городского совета рабочих и крестьянских депутатов В. Трошев. В документе [7, Л. 1] «Трудовая артель Соликамского мужескаго монастыря просит Усольский Уездный Административный отдел освободить от ареста и возвратить в оную для исполнения своих обязанностей настоятеля и распорядителя ея архимандрита Хрисанфа Клементьева». Дело кончилось, по решению «Усольского Уездного Чрезвычайного Комитета по борьбе с Контрреволюцией, Спекуляцией и собатажем {так в тексте}» штрафом в 100 рублей [6. Л. 6]. Вообще же этот год ознаменован массовыми репрессиями среди священнослужителей по любым, самым незначительным поводам.

22 августа 1918 г. «трудовая артель» Свято-Троицкого монастыря получила распоряжение Усольского уездного отдела гос. сооружений от 5.08.1918 за № 133 о национализации церковных домов под гос. учреждения или под жилье [2, Л. 1]. Далее трудовая артель существовала самостоятельно, а Богородице-Скорбященский храм, как он тогда назывался, стал приходским. Документальных свидетельств о времени закрытия «трудовой артели» монастыря нам обнаружить не удалось. Что касается «храмы бывшего мужского монастыря», то они были закрыты по постановлению Уральского облисполкома от 20.08.1928 г., но использоваться они должны были при условии сохранения архитектурного облика [Приложение 28]. На этом, фактически, закончилась история Соликамско-Истобенского Свято-Троицкого монастыря.

Теперь рассмотрим, как менялись внешний и внутренний облик и имущественное положение монастыря на этом этапе его существования.

Истобенская братия нашла монастырь расположенным «при выходе из города (т.е. там же, где он был основан), огражденным каменной стеною, внутрь которой две церкви. Первая из них Вознесения Господня (Свято-Троицкая уже с переименования Истобенского монастыря), летняя с зимним приделом во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы; вторая, теплая, также во имя Пресвятыя Богородицы – Радости скорбящих, над которой находилась колокольня. Настоятельские кельи построены в два жилья, на пятнадцати саженях длины, казначейские также каменные на семи, бывшие ранее прежде сего настоятельские низменные на пятнадцати, где ныне больница; и братские деревянные кельи на семи саженях, покрыты, как и каменные, деревянными крышами» [39, С. 22]. Шестилетнее управление игумена Иеронима было ознаменовано многими улучшениями в монастыре: обновлен иконостас в главном монастырском храме, отремонтированы ветхие крыши на храмах, перестроены корпуса больничных и братских келлий.

Для следующего за ним настоятеля – игумена Никандра — первоочередной заботой было исправить повреждения в монастыре, причиненные пожаром, случившимся 18 апреля 1806 г. В декабре того же года он подрядил мастера Пенягина покрыть крыши на Благовещенской церкви, алтаре, ризнице и крыльце, с условием начав работу в мае 1807 г. кончить ее в том же году. Затем уже в 1807 году он нашел мастеров для сооружения глав и крестов на этом храме. В следующем 1808 г. игумен Никандр исправил крыши, полы и потолки в Михайловском храме, потом окрасил железную крышу на Троицком и деревянную на Благовещенском храме.

Его преемник игумен Гавриил в первый год своего управления монастырем решил перестроить каменные настоятельские келлии, приготовил материалы для планировавшегося нового иконостаса, отлил новый колокол в 150 пудов. В 1811 г. игумен Гавриил сделал новые рамы во все окна холодного и теплого храмов и в ризнице [39. С. 20].

Во время настоятельства игумена Анатолия (1840 – 1848 гг.) была исправлена монастырская колокольня и отлит колокол в 75 пудов [39. С. 21].

В документах архива монастыря есть даты освящения храмов монастыря после ремонтов: «Скорбященский храм освящен 4 декабря 1851 года, Вознесенский — 24 августа 1852 года, Троицкий — 30 августа 1854 года, Благовещенский – 21 генваря 1856 года. Вверху Петро-Павловская, а внизу Михаила Малеина сгорели в 1743 году 23 июля, тогда же сгорела и больница. Строены Игуменом Макарием. Последняя освящена была 1734 года» [12. Л. 230 – 235].

В описи имущества монастыря за 1858 г. значатся строения, стоящие вне стен монастыря:

«1. Конюшенный двор примыкает к самой ограде монастырской, деревянного строения, при нем устроено две избы с чуланами, забранными из досок, к сеням приделаны крыльца, между коими ворота въездные двои с прикалиткою. При нем строение: две завозни, две конюшни и два хлева. Все сие расположено в поперечнике на десяти, а в длину на тридцати саженях.

2. Мукомольная мельница, деревянного строения, отстоит от монастыря в 10 верстах, вверх по речке Усолке, четырехпоставная, со всеми нужными к ней принадлежностями. При ней

3. Помельная изба, в коей две комнаты для помещения в одной приезжающих от монастыря для надзора, в другой – мельника и помельцев» [12. Л. 107 об.].

Священник Ипполит Словцов в своей статье так описывает состояние монастыря в 60-х гг. XIX в.: «В каменной ограде монастыря, расположенной в виде параллелограмма в 8 ½ футов вышиною и имеющей в окружности 105 сажен, с тремя воротами, из коих одне – на восток – называются святыми, и с двумя небольшими башнями, находится на главном, возвышенном месте Свято-Троицкий храм с теплым приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы. Направо от этого храма, при входе в святые ворота, вы видите почти в параллель с ним красиво и чисто отстроенный двухэтажный каменный корпус с парадным подъездом, ведущим в настоятельские кельи, около которых по обоим сторонам коридора, а равно и внизу, помещаются братские келлии. Корпус этот заложен и складен по плану и фасаду игумена Гавриила еще в 1809 г., а в 1848 г. при настоятеле архимандрите Алексие по случаю обветшания полов и крыши совершенно поновлен, или, лучше сказать, заново перестроен, с изменением расположения как настоятельских, так и братских келлий, и приведен в тот именно вид, в каком теперь находится. – Внизу под колокольней, находящейся по правую сторону святых ворот, при входе в них из города, в двухэтажном ее основании два храма. В нижнем этаже теплый в честь Божией Матери – Радости скорбящих, а в верхнем этаже – холодный храм Вознесения Господня. Храм Вознесения возобновлен в 1850 – 1852 гг. старанием того же архимандрита Алексия, при иждивении покойного Пермского 1-й гильдии купца и коммерции советника Димитрия Емельяновича Смышляева, уроженца Соликамского, из преждебывшего храма, посвященного первоверховным апостолам Петру и Павлу. Начало этого храма относится к 1704 году. Просуществовав почти сорок лет, он в 1743 г., как мы видели выше, слишком пострадал от бывшего тогда сильного пожара, и с того времени, с лишком сто лет, при непостоянстве судьбы монастыря, то счастливой, то горькой, стоял в запустении, доколе архимандриту Алексию не пришла благая мысль возобновить его под именем Вознесенского, который был краеугольным камнем всей обители. Против главного корпуса в северо-западном углу ограды находится каменный в один этаж корпус, в котором, кроме братской трапезы, находятся погреба и баня. На южной стороне, вблизи Троицкого храма, разведен небольшой сад и другой, еще менее по объему, но более по тени, между колокольнею и настоятельскими кельями подле северной стороны ограды. За западными воротами помещаются дом для рабочих, анбары и конюшни» [39. С. 26].

На территории монастыря к югу от Благовещенского придела Свято-Троицкого храма находилось монастырское кладбище. Кроме братии обители, на нем хоронили именитых людей города. В советские времена оно было уничтожено, но сохранились склепы с захоронениями семьи Рязанцевых – потомственных почетных граждан Соликамска братьев Ивана Александровича (1856 – 19.09.1916), Василия Александровича (1843 – 1915) и их родственников [43]. Иван Александрович, владелец Усть-Усольского сользавода, в 1905 – 1914 гг. был старостой Соликамской Спасо-Архангельской церкви; им в 1910 – 1912 гг. была построена в Усть-Усолке каменная Богородицкая церковь. Оба брата, по завещанию отца, Александра Васильевича Рязанцева, явились инициаторами создания в 1891 г. в пригородном Соликамском селе Красном женской обители, и до кончины своей были ее ктиторами.

Из документов монастыря за 1885 г. видно, что при архимандритах Алексии и Иоанникии [11. Л. 8] велись дорогостоящие работы по благоустройству храмов обители. Иконостасы украшались резными изображениями херувимов, капителями, карнизами и кронштейнами; для клиросов были устроены резные балюстрады. [Приложение 18]. Все резные фрагменты иконостасов, кресты с луковицами на церквях, колокольне и св. вратах монастырской ограды позолотили червонным золотом, для царских врат храмов приобретены иконы на финифти в серебряных оправах [13. Л. 4]. В сентябре 1856 г. на окраску крыш храмов было закуплено 3 пуда малахита [13. Л. 12]. Благоустраивалась и территория монастыря – в апреле 1859 г. было посажено 109 деревьев, в ноябре – еще 182 «различной породы» вокруг Троицкой церкви. Результаты этих трудов хорошо видны на дореволюционных фотографиях обители – она утопает в зелени.

В докладе архимандрита Тихона Преосвященому Петру читаем: «В алтаре Благовещенского придела чугунный пол устроен прямо над землею; зимой оный весьма простывает, а потом трудно прогревается, и под плитами образуется сырость, что вредно для служащих особенно. Кроме того, от неправильного устройства пола он принял неровную площадь – на горнем месте выше на 3 ½ вершка, что привело к неровному положению св. Престола. В этом же храме вследствие осадки половых балок нужно перестелить и покрасить пол» (из отчета монастыря за 1901 год [22. Л. 6]). Нужно заметить, что этот чугунный пол был устроен еще в бытность строителя иеромонаха Иеронима, до переезда в Соликамск Пыскорского монастыря [8. Л. 27].

Штукатурка на стенах храма с южной стороны от сырости, проникающей из почвы, аршина на два отвалилась; иконостас, крашенный зеленым кроном, планировали перекрасить в другой, более светлый цвет. Поэтому просили благословения на снятие святого престола и устройство под ним каменного фундамента, на замену чугунного пола в алтаре деревянным, на замену и покраску полов в Благовещенском приделе, на исправление штукатурки цементом, на покраску иконостаса в более светлый колер, на перезолочение царских врат и поправку прочей позолоты. На все это дано было архиерейское благословение [8. Л. 96]. Ремонт не затянулся, и вскоре последовал рапорт о его завершении: престол поставили на кирпичный фундамент, иконостас перекрасили в белый цвет, царские врата позолотили, стены в алтаре и в храме покрасили в бледно-бирюзовый цвет, полы – в желтый. В алтаре над престолом был изображен «Бог Слово, окруженное небесными силами, олицетворяющее евангельский текст: «Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом Славу Его, Славу яко Единородного от Отца» [8. Л. 111]. Теперь архимандрит Тихон просил благословения на освящение храма. На этот доклад последовала архиерейская резолюция за № 8877 от 13.10.1901: «Бог благословит совершить освящение возобновленного храма», и дана была грамота на совершение оного освящения [8 Л. 100, 101], последовавшего 22 октября.

По данным «Адрес-календаря Пермской Епархии на 1911 год» в монастыре, кроме двух храмов, было четыре здания: каменный корпус для настоятеля и братии (наружные стены, крыша и частью внутренние перегородки, следы круглых печей сохранились до нашего времени), деревянный для престарелой братии, деревянный для младшей и рабочей братии и странноприимный дом [28. С. 117].

Еще в середине ХIХ века в монастыре сохранялись кресты, устанавливавшиеся при освящении на месте престолов. На них были следующие надписи: «Освятися Жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, всех скорбящих радости. При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великаго Императора нашего Государя Павла Петровича всея России: благословением Господина нашего преосвященнейшего Амвросия Епископа Вятского 1798 года октября 19 дня сего Соликамскаго монастыря игуменом Иеронимом и всего града Священным Собором»; «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето от Сотворения мира 7212-го и от рождества Христова по плоти 1704-го году мца Генваря в 11 день. При Благоверном и Великом Государе нашем Царе и Великом Князе Петре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России Самодержце, при Благороднейшем Государе нашем царевиче и Великом Князе Алексие Петровиче и при Преосвященнейшем Архиепископе нашем Дионисие Вятском и Великопермском»; «Освятися олтарь сей Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето от сотворения мира 7252-го, от рождества же по плоти Бога Слова 1733 индикта 12-го месяца октября в 9-й день. При Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне всея России и при Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне и при Благоверной Государыне Принцессе Анне и при Преосвященнейшем Архиепископе нашем Алексие Вятском и Великопермском» [12. Л. 239 об.].

Интересно, что готовящаяся к переезду на новое место жительство Истобенская братия не нашла в описи имущества Соликамского монастыря ни одного образа Святой Троицы. Игумен Иероним вынужден был известить священника, клир и прихожан обращаемой в приходскую бывшей монастырской Троицкой Истобенской церкви, что он не может отдать им храмовую икону, «так как не сможет существовать обитель Троицкая без образа Святой Троицы» [3. Л. 123 – 123 об.].

В описи имущества Соликамского монастыря за 1857 г. значится, что в местном ряду иконостаса Благовещенского храма справа от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы был образ мученика Иакинфа – святого, тезоименного убиенному Пыскорскому архимандриту [12, Л. 33]. В обители был и портрет его [12, Л. 106].

В «Главной описи монастырскому имуществу Соликамского Троицкого монастыря» в 1858 году описаны все строения обители [Приложение 15] и колокола на колокольне: благовестный весом 150 пудов, полиелейный – 90 пудов 35 фунтов, повседневный – 26 пудов, под повседневным – колокол весом 3 пуда, и три зазвонных: первый весом 20 фунтов, второй – такой же, третий – 15 фунтов, четвертый и пятый – для повестки к благовесту – одинаковые, весом 14 фунтов [12. Л. 88 об.]. Здесь же [12. Л. 238 – 239 об.] находим надписи, сделанные при отливке на монастырских колоколах. На Большом: «Во славу Триединаго Мироправительнаго Бога вылит сей Колокол в царствование Благочестивейшаго Всероссийскаго Императора Александра 1-го для Соликамскаго Истобенскаго Монастыря при помощи доброхотных от Боголюбцев Подаяний при Игумне Гаврииле 1810 года, отливал Соликамский мещанин Василий Пателин». На полиелейном: «Божиею Милостию вылит сей колокол в селе Новом Усолье в Соликамский Свято-Троицкий Монастырь старанием иеромонаха Вонифатия с братиею усердием доброхотных дателей, отливал Елабужский купецкий сын Александр Дмитриев Шимкин 1843 года Декабря дня». Повседневный имел вес 26 пудов фунт.

В 1858 году в описи священных сосудов, находящихся в алтаре, находим, в числе прочих предметов, «потир серебряный золоченый, резной, весом один фунт 47 золотников. При нем дискос серебряный, золоченый весом 79 с половиною золотников, два блюдца серебряных, в 74 с половиною золотника; звезда серебряная, позолоченная же, в 26 золотников, лжица под золотом с резьбою, на ручке изображение Нерукотворенного образа, весом 20 золотников. Сей потир без пробы со всеми принадлежностями устроен 1709 года февраля 10 дня, как видно из надписи, вырезанной по поддону потира, в которой: — «1709 года месяца февруариа в 10 день построен сей св. сосуд в Вознесенский монастырь по обещанию своему священный иерей Иоанн Иудин сын Швецов по родителям своим»» [12. Л. 132 – 132 об.]. Золоченое кадило было вкладом в Малеинскую церковь Вознесенского монастыря, сделанным солепромышленником Алексеем Федоровичем Турчаниновым в декабре 1744 г. В 7144 (1636) году в марте пожертвовано было в монастырь «старцем Боголепом Родионовым сыном Камекиным» серебряное кадило, на нижней половине которого была надпись: «Гда нашего Iса Хта Прчтей Бцъ и Святым Апостолам Петру и Павлу Аоона». На серебряном вкладном ковше надпись: «Сий ковш Константина Андреева сына Жданова из него пейте людие и возвеселитеся, и на утрие не печальтеся и им же опохмеляйтеся» [12. Л. 139 об.].

В числе облачений, хранящихся в ризнице, есть описание епитрахили: «По малиновому бархату шита золотом и серебром с изображением трех крестов, кадила, копия и трости, подклад алого коленкора» [12. Л. 155]. Это замечательное произведение церковного золотного шитья сохранилось до наших дней и находится в фондах Соликамского краеведческого музея. Епитрахиль неразрезная, что характерно для большей части сохранившихся до наших дней дореволюционных облачений Соликамских храмов.

В церковно-ризничной описи 1857 г. [12. Л. 24 — 25] значатся шесть антиминсов, данных монастырю: 13 августа 1740 г. в храм преп. Михаила Малеина епископом Вятским и Великопермским Варлаамом; в 1744 г. в Благовещенский храм епископом Вятским и Великопермским Антонием; 1 февраля 1797 г. в Вознесенский храм епископом Вятским и Великопермским Амвросием; 16 августа 1797 г. в храм преп. Михаила Малеина еипскопом Вятским и Великопермским Амвросием; 31 октября 1787 г. в Благовещенский храм епископом Вятским и Великопермским Лаврентием.

Из той же церковно-ризничной описи узнаем, что на престолах монастырских храмов в то время были антиминсы: Троицкого – «атласный, гипсового цвета, священнодействован Преосвященным Неофитом, Архиепископом Пермским и Верхотурским 1854 г. Августа 30 дня» [12. Л. 29]; Благовещенского – «белого атласа, священнодействован Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским 1838 года октября 26 дня» [12. Л. 32]; Божией Матери всех скорбящих Радости – «на желтом атласе, священнодействован Преосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским 1850 года апреля 9 дня» [12. Л. 35]; Вознесенского — «на желтом атласе, священнодействован Преосвященным Неофитом, Архиепископом Пермским и Верхотурским 1852 года, августа 24 дня» [12. Л. 37].

В церковно-ризничной описи Соликамского монастыря за 1855 г. [12. Л. 68 – 68 об.] содержится описание имевшегося в монастыре напрестольного креста-мощевика и великолепных наперсных крестов Соликамских архимандритов: «Кресты наперсные: первый — из 9 зеленых камней с серебряным сиянием, в середине крестик и на оном плоть Спасителя вырезаны из темной яшмы, кругом убрано 20 стразовыми камнями, корона составлена из 18 мелких и трех в середине крупных страз; крестик на оной из четырех мелких стразовых камешков, подвеска из самого жидкого (белого) топаза, обделанного сердечком, кругом коего 11 стразовых камешков средней величины, все камни в серебряной оправе, а корона с крючком золочены, на задней стороне короны дата 1820 год мая 2. Цепочка при кресте серебряная 5 ½ золотников. Второй — изображение Спасителя написано снизу на белом топазе, подложенном фольгой, кругом коего убрано стразовыми камнями средней величины, коих числом 70, между ними по четырем концам креста вставлены четыре средние аквамарина, сияние – из 22 стразовых и одного вверху аметистового камешков; по сторонам оной вставлено 2 аквамарина, крестик на короне из 4 маленьких бразильских топазиков, подвеска из белого тяжеловеса сердечком, кругом коего 17 страз; все части в серебряной оправе, цепочка серебряная золоченая весом 14 золотников» [12. Л. 108].

В 1860-х годах в монастыре «во всех Божиих храмах иконостасы украшены искусною резьбою и прочною позолотою; во всех храмах святые иконы, как в иконостасах, так и на стенах, покрытых штукатуркою и пропитанных маслом, красуются или в приличных киотах, или в искусных бордюрах. Многие иконы, как, например, в нижних ставах всех иконостасов, все, а некоторые за клиросами, с серебряно-позлащенными ризами, хорошей чеканной работы, по приличным местам украшенные драгоценными камнями и жемчугом» [39. С. 8].

В мае 1902 года в монастырь из Свято-Троице-Сергиевой лавры привезли копию образа Святой Троицы, находившегося в иконостасе лаврского Троицкого собора, освященную на мощах преподобного Сергия [15. Л. 144]. Видимо, именно этот образ был установлен в иконостас главного храма Соликамского монастыря [Приложение 18].

В Богородице-Скорбященском храме Соликамского Свято-Троицкого монастыря находился особо чтимый древний [44. С. 19] список образа Пресвятыя Богородицы всех скорбящих Радости. На раннюю литургию 24 октября – в праздник этого Богородичного образа, престольный праздник храма – в монастырь собиралось множество богомольцев. До 1922 г. этот образ находился в стенах обители, дальнейшая судьба его не установлена.

Удалось обнаружить копию описи церковного имущества Соликамского Свято-Троицкого монастыря, представленную 12.07.1920 г. по запросу в Соликамский городской Исполком вместе краткой финансовой справкой. Документы подписаны «заведующим монастырем» архимандритом Хрисанфом и экономом монастыря Зосимой Седовым, иеромонахами Алексием (Логуновым), Сергием (Алексеевым), Митрофаном (Оглоблиным), братией монастыря и группой мирян [1]. В этой описи против многих серебряных предметов утвари стоят пометки: «нет», «изъят». Против п.п. 6 и 7 описи: «6. Потир, дискос, звездица, лжица и тарелочки серебряные с финифтяными изображениями на потире и пьедестале. 7. Тоже потир серебряный с таким же прибором, но более размером для праздничного соборного служения» стоит пометка: «неодавать» {так в тексте оригинала}. В описи икон храма «Божией Матери Всех Скорбящ. Радостей» {так в тексте оригинала} против записи: «В правом за клиросом кивоте на иконе Божией М. Скорбящих радостей сребро-позлащенная риза с таковыми же венцами коего корона и сияние убраны мелкими камешками, а по сторонам два венца на Ангелах, весу в ризе 17 ф. 89 ¾ золотника» — пометка: «Возбудить ходатайство». Возможно, по этой описи проводилось впоследствии изъятие ценностей.

Сохранились также документы об изъятии на основании Постановления В.Ц.И.К. от 23 февраля 1922 г. ценностей из приходского Скорбященского храма (бывшего монастырского) в мае 1922 г. В комиссию, подписавшую акт об изъятии, кроме служащего священника храма Зосимы Захаровича Седова [Приложение 27] входили представители церковной общины, уполномоченный уисполкома и представитель горсовета. Были изъяты серебряные предметы утвари, оклад Евангелия, ризы с икон – общим весом 1 пуд 22 фунта 67 золотников. В тот же день той же комиссией был составлен Акт, в котором представители приходского совета просили дать возможность ходатайствовать пред В.Ц.И.К. и комголода «об оставлении ризы с чудотворной иконы Всех скорбящих Радосте, находящейся в Скорбященском храме [1. Л. 91-92].

По переведению в Соликамск из Вятки Свято-Троицкого Истобенского монастыря ему были предоставлены права и содержание третьеклассного монастыря. Конечно, при 148 рублях серебром, положенных по штату на содержание монастыря, существование его было бы очень незавидно и шатко, если бы он не имел в своем пользовании мельницы, дававшей ежегодно от 120 до 200 рублей дохода, и покосов, отдаваемых в аренду за 350 руб. серебром в год. В XVIII и начале XIX в. монастырь пользовался рыбными ловлями на р. Печоре, начиная с речки Усть-Волостницы до р. Шижвы, со всеми впадающими в Печору реками и окружающими ее озерами и истоками. Но из-за отдаленности этих прибыльных угодий и по неимению достаточного количества положенных по штату служителей после отобрания крестьян, занимавшихся рыболовством и прочими работами, монастырь отдал рыбные ловли в частные руки. Чердынский купец Петр Герасимов Валуев взял у монастыря в оброк эти угодья, обязавшись платить ему ежегодно по сто пятьдесят руб. В середине XIX в. эти рыбные ловли находились в пользовании казны, которая за это платила монастырю ежегодно по 142 руб. серебром. У монастыря была рыбная ловля по рекам Колве и Вишере, в Чердынском уезде, но она тоже перешла в пользование казны, выделившей взамен монастырю сенные покосы. С 1849 г. средства монастыря увеличились еще процентами с капитала в 5000 руб., пожертвованого в пользу монастыря на вечные времена покойной графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, скончавшейся в 1848 году.

В 1860-х годах монастырь имел «земли под покосами удобной и неудобной 213 десятин 15565 сажен; лесной дачи 150 десятин 165 сажен; одну мельницу четырехпоставную, устроенную окончательно и отданную в арендное содержание архимандритом Алексием. Вместо штатных девяти служителей монастырь держит вольнонаемных на отпускаемые от казны суммы» [39. С.12].

В ноябре 1903 года планировалось проведение Первой Всероссийской выставки монастырских работ. Соликамский монастырь также получил приглашение участвовать в этом мероприятии [16. Л54 — 60]. В приглашении приводился перечень предметов, принимаемых для экспозиции. Он интересен тем, что дает представление о характере мастерских, существовавших в то время при монастырях [Приложение 14]. А на обороте этого документа – черновик рапорта 28.05.1903 архимандрита Тихона в Пермскую Духовную Консисторию: «Вследствие указа Духовной Консистории от 30.04.1903 за № 4693 сим имею честь доложить оной, что во вверенном моему управлению Соликамском монастыре не имеется никаких предметов производства, какие могли бы быть высылаемы на первую Всероссийскую выставку монастырских работ, предположенную в ноябре текущего года в С.-Петербурге». Возможно, мастерские в монастыре появились позднее, так как в «Адрес-календаре Пермской Епархии на 1911 год» указано, что при обители имеются сапожная, портняжная, слесарная и переплетная мастерские [28. С. 117], хотя они могли работать только на насельников монастыря.

В отчете за 1904 г. [17. Л 68] приводится интересный документ — смета на расходование казенной суммы, выделенной монастырю на год:

«Ассигновано на 1904 год 711 руб. 42 коп.
в том числе по штату на жалованье 140 руб. 43 коп.
На церковные потребы и просфоры 11 руб. 40 коп.
На всякие в монастыре и церквах починки 114 руб. 27 коп.
На конюшенные припасы и угли 22 руб. 83 коп.
На дрова 25 руб. 41 коп.
На жизненные припасы настоятеля с братией
и для приезжих властей 97 руб. 08 коп.
На наем служителей 300 руб.
Всего: 711 руб. 42 коп.»

Этот расчет дает представление о структуре расходов второклассного монастыря.

На начало 1912 г. Свято-Троицкий монастырь, состоявший во втором классе, получал от Св. Синода штатного жалования 711 руб. 42 коп., имел пожертвованной сенокосной земли 370 дес. 1996 сажен, участок леса в 150 десятин и мельницу [46. С.11]. В «Адрес-календаре Пермской Епархии на 1911 год» указана другая сумма выплат монастырю из казны – 754 руб. 26 коп. в год [28. С. 117].

О. Иаков Шестаков пишет: «В монастыре хранился драгоценный сборник монастырских документов, в двух частях, под заглавием: «Книга Соликамского Вознесенского монастыря, а в ней писаны списки Великих Государей с жалованных грамот и проч.» Во 2-й части заключался «Сборник кабал, купчих и закладных Соликамского монастыря»» [45. Л.13]. Священник-краевед называет их «ключом к прошлому обители» [45. С. 3].

Таким образом, описано возникновение, строительство и жизнь Соликамского монастыря до закрытия его при богоборческой власти в начале ХХ века. Показано, что история Соликамской обители связана с процессами монастырского строительства на территории не только современной Пермской епархии, но и Вятской митрополии (составлявших в XVI – XVIII вв. единую Вятскую и Великопермскую епархию), и в стране в целом; в частности, — влияние введения монастырских штатов в 1764 г. на судьбы братии трех обителей, в различное время находившихся в стенах Соликамского монастыря.

В статье использованы оцифрованные старинные тексты с сайта zz-project.ru

ПРОСМОТРЫ (299)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *