Вознесенский мужеский монастырь в Соли Камской, 1589 — 1775 гг.

Монастырь в Соликамске был основан при самых бедных и скудных средствах и поддерживался безо всякого участия богачей, украшавших Соликамск. Он и теперь стоит на том же месте, на котором был основан [38. С. 585]. Обитель была устроена за городом, при выезде из него в Пермь, по правую сторону.

Это один из самых древних монастырей, ныне существующих в Пермской епархии. Он был основан еще в XVI столетии, именно в 1589 – 1591 годах [38. С. 586]. В середине XIX в. еще была цела купчая, по которой житель Соли Камской Илья Игнатьев 31 апреля 7099/1591 года дня продал свою пожню (покос) вкладчикам нового Вознесенского монастыря. Эта купчая свидетельствует не только о том, что монастырь в Соликамске уже был учрежден к 1591 году, но и о том, что он начал существовать еще раньше [38. С. 587]. Обозначая границы своей пожни, Илья Игнатьев указывает на пожню Прокопия Мальгина и прибавляет, что с нее «сено ставят на новый монастырь». Выражение «сено ставят» указывает прямо, что это делается не в первый раз. Итак, можно утверждать, что основание Соликамского монастыря положено в 1589 – 1591 годах, если не ранее.

Несколько жителей Соли Камской, движимых благочестивым примером Аники Феодоровича Строганова, основавшего в 1560 году монастырь на Пыскоре, решили собственным старанием и средствами положить основание новому мужскому монастырю. «Да за посадом, на речке на Усолке, — говорит Кайсаров, — монастырь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, строение Усольцев посадских людей и уездных крестьян» [38. С. 587].

Для начала первых построек будущего монастыря делались вклады покосами и пашнями. Список с записей на подобные покупки, приобретения и приношения дает нам очень длинный ряд жертвователей, но мы приведем здесь только имена и записи самых первых из них. Первыми основателями монастыря могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Мосиев [38. С. 587]. В 1614 году они давали отчет в своих трудах полному тогдашнему составу монастыря – вручили келарю старцу Максиму с братиею одну грамоту царя и великого князя Василия Иоанновича на три озера, вероятно, с сенокосом и рыбною ловлею, и на черный лес, шесть данных или купчих на несколько пожней и три кабалы на разные залоги [38, С. 587]. Таким образом было положено основание Соликамскому монастырю и найдены первые средства для его существования.

В начале XVII века обитель именовалась монастырем, следовательно, в ней уже был храм – иначе это был бы скит. С другой стороны, об этом свидетельствует следующее: в 1609 году посадский жилец Соли Камской Максим Васильев, сын Александров, прикладывая свою пожню монастырю Соликамскому, пишет в своей вкладной записи: «…а написали в вечный помин родителей моих по моей духовной» [38. С. 589]. В 1611 году встречается подобное же условие. Так, Мавра Полынцева, отдавая Вознесенскому монастырю во владение свою пожню, говорит: «…а за то пожню написати в Вознесенском монастыре на вечное поминание во вседневный синодик родителей наших Димитрия, да свекра моего» [38, С. 589]. Очевидно, что в монастыре творилось поминовение, и притом вседневное. Где же может и должно твориться подобное поминовение, как не в храме Божием?

В грамоте келаря Соликамского Вознесенского монастыря старца Никифора с братией царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, писанной в 1613 г., читаем: «В прошлом-де 121 (1613) году… собирая по миру воздвигнули храм во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и около монастыря ограду и на монастыре кельи поставили» [38. С. 587].

В 1623 – 1624 гг. в книгах писца Кайсарова в монастыре упоминаются две деревянные церкви – главный храм Вознесения Господня с Благовещенским приделом и небольшой надвратный храм во имя св. Михаила Малеина, и 35 человек братии [38, С. 589].

Среди прочих имений, монастырь владел вотчиной в Кунгурском уезде. Сразу после пожалования этой вотчины монастырю там были построены дома, церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста и поселены благонадежные монахов с известным числом детенышей, как назывались монастырские служители. Поселение было названо Воздвиженской пустынью. Более двадцати лет пустынь жила спокойно, но в 1662 г. окрестные степные жители, сылвенские, иренские и шаквинские ясачные татары (т.е. кочевавшие по рекам Сылве, Ирени и Шакве в Кунгурском уезде), вместе с уфимскими башкирами неожиданно напали на беззащитную пустынь. Застигнутые врасплох насельники пустыни не смогли защититься; последствиями этого разбойничьего набега были убийства, грабеж, разрушения и плен. Игумен Никифор донес об этом происшествии великому князю Алексею Михайловичу; было организовано следствие, которое установило, что действительно, «в 7170/1662 году сылвинские татары и уфимские башкирцы воевали Вознесенского монастыря сылвинскую Воздвиженскую пустынь, церковь Божию и кельи и дворы и анбары с хлебом и крестьянские и бобыльские дворы и мельницу сожгли без остатку, а старцов и стариц и вкладчиков и монастырских работников и крестьян и бобылей с женами и с детьми побили и в полон поимали и скот всякой отогнали» [38. С. 591]. После такого опустошения во всей вотчине осталось только четыре бобыльских двора, в которых помещались все уцелевшие от грабительского погрома, а до набега в селении было 25 дворов. После этого разорения Воздвиженская пустынь никогда уже не достигала своего прежнего процветания.

Деревянные постройки Соли Камской, как назывался в те времена Соликамск, выгорали во время многочисленных пожаров. Чтобы защититься от огня в 1698 г. братия монастыря, накопив денег на предстоящее строительство, смогла приступить к строительству каменного храма. Помощь в пообещали богатые солепромышленники Суровцовы. По благочестивой ревности к благолепию храмов Божиих и по собственному расположению к монастырю братья Суровцовы убедили настоятеля монастыря начать постройку каменного храма и обещали ему помогать везде, где будет необходимо. В 1701 г. по благословению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы был освящен в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы придел этого храма, а 11 января 1704 г. епископ Вятский и Великопермский Дионисий освятил главный храм в честь Вознесения Господня.

Это строительство, несмотря на щедрую помощь Суровцовых, истощило все средства монастыря. Только в 1730 году игумен Макарий выстроил в монастыре каменную больницу и заложил вокруг него каменную ограду [38. С. 612].

В это же время в Соликамске проживал славившийся своим богатством и смелой торговой предприимчивостью Михаил Турчанинов. Он хотел устроить вблизи Соликамска медеплавильный завод, но, не будучи землевладельцем и не имея возможности купить у кого-либо землю, Турчанинов предложил игумену Макарию уступить ему монастырский участок близ родника. Взамен этого он обещался за свой счет устроить в монастыре новый каменный храм. Макарий доложил об этом предложении управлявшему тогда епархией Преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому. Вскоре на представление игумена Макария последовало разрешение и благословение архипастыря. Так в 1731 году в Соликамском монастыре был основан каменный храм во имя преподобного Михаила Малеина, вместо старинного деревянного храма, бывшего над святыми воротами. Храм этот был уже не над святыми воротами, а служил основанием колокольни и еще другого храма: когда в 1734 году церковь Михаила Малеина была готова к освящению, над ней, под колокольней, устраивался храм Петра и Павла.

Рано утром 23 июля 1743 г. в Соликамске начался пожар. Следуя с востока на запад, огонь встретил в монастыре первыми на своем пути колокольню с находившимися под ней церквами Михаила Малеина и Петропавловской, далее он задел помещавшиеся вблизи них настоятельские кельи и больницу. Огонь был так силен, что на колокольне расплавились колокола, а в церквах, больнице и игуменских кельях все выгорело дотла. Остались целыми, но потрескались, только одни стены, да уцелели не тронутые огнем братские кельи и главный Вознесенский храм. Запись об этом пожаре есть также в документах, хранящихся в архиве Соликамского Свято-Троицкого монастыря.

После пожара монастырь обустроился прочно и благолепно, но благоденствие продолжалось недолго. В 1764 году были высочайше утверждены штаты монастырей, и Соликамская обитель, по отобрании от нее вотчин и крестьян, была почислена за штат [38. С. 620], как маловотчинная. Монастырь продолжал свое существование как заштатный – на собственном содержании – до 1775 года, когда в его стены была переведена братия ставропигиального Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря.

Ознакомившись с историей возникновения монастыря в Соликамске, рассмотрим его имущественное положение в этот период. Прежде всего, обратимся к его постройкам.

По грамоте келаря Никифора, храм, кельи и ограда вокруг них в монастыре были уже в 1613 году. В переписи Кайсарова 1623-1624 гг. в монастыре числятся два деревянных храма: «Главный храм Вознесения Господня с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы был в центре девяти келлий, около него расположенных и обнесенных оградою, в которую вели святые ворота, имевшие над собой небольшой храм во имя св. Михаила Малеина, по всей вероятности устроенный, по чувству непритворной благодарности в честь св. ангела царя Михаила Феодоровича, даровавшего монастырю многие льготы» [38. С. 586]. Надвратным называется храм над святыми вратами, следовательно, монастырь был обнесен стеной, в то время деревянной. Иначе и быть не могло – обитель находилась в то время на окраине города, и часты были набеги инородцев. Расположенная рядом территория первой Соликамской крепости также была огорожена частоколом. За оградой монастыря был конюшенный двор, в котором жили монастырские «служебники». Вот как описывал монастырь современник: «Да за посадом, на речке Усолке монастырь… строение Усольцев посадских людей уездных крестьян, а в монастыре храм теплый деревян клетцки, верх шатром, во имя Вознесения Христова, да в приделе Благовещение Пресвятыя Богородицы. Да на колокольнице шесть колоколов, да в монастыре же келья келаря старца Каллиста, келья строителя, чернова попа Максима, келья казначея старца Захарии, да пять келий, а в них тридцать пять человек старцов, а около монастыря ограда забором, ворота святые, а на воротах Деисус, да на воротах же храм Михаила Малеина» [38. С. 588].

Далее, описывая внутреннее церковное устройство, Кайсаров добавляет, что святые «престолы обложены выбойкой, Евангелие напрестольное письменное, сосуды оловянные, воздухи и покровец выбойчатые и зендельные, ризы полотняные, оплечье иердань камка, другие полотняные же, оплечье иердань выбойчатое, стихари полотняные» [38. С. 588]. Подобные принадлежности богослужения не должны наводить нас на мысль о бедности монастырской ризницы: во времена основания первых знаменитых русских обителей, имевших жертвователей из царственного Дома, ризы употреблялись также полотняные, а сосуды еще и деревянные. Следовательно, ризы выбойчатые и полотняные с оплечьем из камки, а сосуды оловянные в монастыре, не имевшем богатых жертвователей, свидетельствуют скорее о достатке монастыря, чем о скудости его.

Вознесенский каменный храм обители начали строить при содействии Соликамских солепромышленников Суровцовых в 1698 году. Приведем здесь свидетельство современника как о заложении, так и о освящении храма. «Зачата бысть, — говорит Соликамский летописец под 1698 годом, — у Соли Камской Вознесенского монастыря церковь строить каменная во имя Вознесения Господня, а в приделе церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, при игумене Силиверсте, тщанием господ Суровцовых». Под 1701 годом тот же летописец пишет: «Придельная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы была освящена по благословению Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского» [38, С. 589]. Потом, через три года после этого, к ожидаемому приезду в Соликамск Преосвященного Дионисия, архиепископа Вятского и Великопермского, монастырь успел приготовить к освящению и главный храм Вознесения Господня. 11 января 1704 года сам Владыка, при многочисленном стечении народа, спешившего из всех окрестных селений к невиданному доселе торжеству, освятил этот храм к величайшей радости монастыря и к неописанному удовольствию благочестивых его благодетелей господ Суровцовых [38, С. 591].

В 1731 г. по благословению архиепископа Вятского и Великопермского Алексия на средства заводчика Турчанинова в монастыре начали строить новый каменный храм – вместо деревянного надвратного – но уже в стороне от святых ворот обители. Церковь строилась двухэтажной и служила основанием для колокольни. Нижний зимний храм в 1734 году был освящен в память преподобного Михаила Малеина, а верхний – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла – в то время еще не был готов.

С первых лет существования, как было сказано выше, монастырь владел сенокосными и пахотными угодьями по вкладам благочестивых жертвователей. К 1614 году по царской грамоте монастырь владел тремя озерами с сенокосами и рыбными ловлями, черным лесом. В 1623–1624 гг. монастырь имел средства, вполне обеспечивавшие существование братии: «Вотчина монастыря в Усольском уезде по вкладным Усольцев и купчим – деревня и два починка, а в них пять дворов монастырских, а в них четыре человека исполовников; пашни пахотные монастырские худые земли двадцать девять четвертей с осьминою, да пашни ж перелогом тридцать четвертей в поле, а в дву потомуж, лесу пашенного десять десятин, сена пятьсот пятьдесят копен» [38. С. 589]. Вотчина эта не была обоброчена, а составляла безоброчную собственность монастыря. Кайсаров вслед за тем добавляет: «…а в сошное письмо та пашня не положена, потому что пашню пашут на монастырь своими людьми – детеныши» [38, С. 589].

Во-вторых, монастырь пользовался «присадною пожнею на реке Каме на устье речки Боровой, по грамоте государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, за приписью дьяка Павла Матюшкина» [38. С. 590]. Велик ли был доход с этой пожни в пользу монастыря, неизвестно; но судя по тому оброку, который вносил в казну государеву за владение этой пожней, можно считать, что она доставляла монастырю значительный доход. По словам Кайсарова, оброк составлял «…два рубля, четыре алтына, четыре деньги» [38. С. 591].

В-третьих, монастырь имел в своем распоряжении две варницы и две мельницы-мутовки. Варницы находились в Соликамске, а мельницы – в вотчине – починках. Таким образом, монастырь, пользуясь собственной солью и хлебом, доставляемым мельницами-мутовками, мог не только не расходоваться на эти необходимые продовольственные предметы, но еще иметь средства от продажи излишков соли.

Наконец, в самом городе, то есть в крепости, которою был обнесен Соликамск, монастырь имел два амбара, вероятно, для хранения товаров, за что брал плату с торговых людей. На посаде, или в предместьях, окружавших собственно город (крепость), у монастыря было пять торговых лавок, отдававшихся купцам тоже за плату. В трех пустых дворах, находившиеся на посаде и принадлежавших монастырю, вероятно, кто-либо помещался со взносом известной платы.

В дальнейшем почти каждый год жители Соликамска и окружных селений делали монастырю посильные вклады: кто отдавал пожню, кто пахотную землю, тот огород, иной закладные, кабалы, другой дома, амбары, мельницы и т.п. Монастырю принадлежала Сылвинская Воздвиженская пустынь с крестьянами в числе 645 душ. Крестьяне эти частью работали на монастырский обиход, частью платили оброк. В 1731 году крестьян при Сылвинской пустыни, в слободке и при мельницах, в деревнях и починках (всего в Кунгурском уезде их было 27) проживало 450 человек. Такое уменьшение в населении объясняется усилившимися в то время побегами. Так, собирая по крохами, монастырь соединял мелкие части в одно целое и сумел, скопив значительный капитал, сделать очень многое. Но в 1764 г. имения обители забрали в казну, монастырь был выведен за штат и оставлен на собственном содержании; в таком положении он находился до 1775 года.

 В статье использованы оцифрованные старинные тексты с сайта zz-project.ru

ПРОСМОТРЫ (196)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *